Программа создания А-20

С 1931 года начала развиваться  серия лёгких колёсно-гусеничных танков «БТ», образцом для которой послужила машина американского инженера Кристи. В ходе серийного выпуска машины данной серии постоянно модернизировались (увеличивалась огневая мощь, надёжность и другие параметры). Выпуск БТ-7 с конической башней начался в 1937 году.

 Видео танка БТ можно увидеть на портале youtube.com. 

 

Дальнейшее развитие линейки «БТ» предусматривалось в нескольких направлениях:

  • Увеличение запаса хода путём использования дизельного двигателя (это направление привело к созданию БТ-7М).В 1938 году в СССР были выпущены четыре предсерийных БТ-7М (БТ-8). Серийный же выпуск танка (заводской индекс А-7М) начался с декабря 1939 года. 
  • Улучшение колёсного хода (работы группы Н. Ф. Цыганова над опытными БТ-ИС).
  • Усиление защищённости путём установки брони под значительными углами наклона (англ.)русск. при некотором увеличении её толщины. В данном направлении работала группа Н. Ф. Цыганова (экспериментальный БТ-СВ) и конструкторское бюро Харьковского завода.


Конструкторское бюро Танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ), единственного предприятия, выпускавшего «БТ», с декабря 1936 года возглавлял Михаил Ильич Кошкин. Первый проект, созданный под его руководством, БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания.

13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 тактико-технические требования на новый танк под индексом А-20, выглядевшие следующим образом:

  • Тип — колёсно-гусеничный по типу «Кристи», с приводом на 6 колёс.
  • Боевой вес — 13—14 тонн.
  • Вооружение — 1×45-мм пушка, 3 пулемёта ДТ, огнемёт для самозащиты или 1×76-мм, 3 ДТ, огнемёт. Каждый 5-й должен иметь зенитную установку пулемёта.
  • Боекомплект — 130—150×45-мм или 50×76-мм снарядов, а также 2500—3000 патронов.
  • Бронирование: корпус лоб — 25, коническая башня — 20, борт, корма — 16, крыша и дно — 10 мм. Броня вся наклонная, с минимальным углом наклона броневых листов корпуса и башни 18 градусов.
  • Скорость — на гусеницах и колёсах одинаковая: максимальная 70 км/ч, минимальная 7 км/ч.
  • Экипаж — 3 человека.
  • Запас хода — 300—400 км.
  • Двигатель — БД-2 мощность 400 л. с.
  • Трансмиссия — по типу БТ-ИС (отбор мощности колёсного хода после бортфрикционов).
  • Подвеска — индивидуальная, в качестве рессор желательно применить торсионные пружины.
  • Установить стабилизатор выстрела «Орион» и горизонтальный стабилизатор башни системы Повалова. Установить фары для ночной стрельбы с дальностью до 1000 м.

Требования задания совмещали в себе все три направления модернизации «БТ».

Так как конструкторское бюро завода № 183 было слабое, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд КБ завода № 183 (в том числе Александр Александрович Морозов), а также большая группа выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Конструкторским бюро был разработан технический проект А-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 10 лет. Конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя (в СССР уже появились марки стали, траки из которых имели достаточный ресурс), что послужило причиной возникновения предложений о создании двух вариантов: колёсно-гусеничного (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничного. 28 апреля 1938 года в Кремле прошло совещание Народного комиссариата обороны, на котором был рассмотрен проект нового танка. Решено было продолжить работы, но решения о типе движителя, как и о типе подвески (торсионы), принято не было.

Кроме того, появились предложения об усилении бронирования машины.