Наблюдение и связь

Механик-водитель в небоевых условиях осуществлял наблюдение за местностью через открытый люк. Для обзора в бою он располагал неподвижным призменным перископическим смотровым прибором в крышке люка и двумя вспомогательными перископическими приборами, расположенными по бокам от люка и направленными под углом 60° к продольной оси танка. С 1942 года, с введением упрощённой крышки люка, центральный перископ был заменён двумя, способными закрываться броневой заслонкой для защиты от пуль и осколков.

 

Центральный смотровой прибор механика-водителя: 1 - нижняя дверка основания; 2 - основание смотрового прибора; 3 - стеклоочистители; 4 - кассета; 5 - наружное защитное стекло; 6 - резиновая обивка; 7 - крышка основания; 8 - верхнее зеркало; 9 - крышка внутреннего защитного стекла; 10 - резиновая прокладка; 11 - внутреннее защитное стекло; 12 - заслонка; 13 - регулировочный винт; 14 - нижнее зеркало

Стрелок-радист своих приборов наблюдения не имел, единственным средством обзора местности для него мог служить диоптрический прицел курсового пулемёта, имевший поле обзора всего в 2—3°.

В обоих бортах башни на танках ранних выпусков устанавливались перископические смотровые приборы, которыми могли пользоваться как командир, так и заряжающий, для которого этот прибор на танках ранних выпусков являлся единственным средством наблюдения. На значительной части танков, выпускавшихся с 1942 года, бортовые перископические приборы были заменены простыми смотровыми щелями, закрывавшимися с внутренней стороны защитным триплексным стеклоблоком. На танках ранних выпусков командир имел для наблюдения за местностью поворотный перископический смотровой прибор, размещавшийся в крышке люка башни и дававший круговой обзор, а также поворотную командирскую панораму ПТ-К, устанавливавшуюся слева в лобовой части крыши башни. На танках, выпускавшихся с осени 1941 года, смотровой прибор в крышке люка был ликвидирован, а командирская панорама на значительной части танков поздних выпусков заменялась перископическим прицелом ПТ-4-7, могущим также использоваться в поворотном режиме для наблюдения за местностью и обеспечивавшим поле зрения в 26° при увеличении 2,5×. На значительной части танков выпуска военного времени перископический смотровой прибор, ПТ-К или другой модели, получал и заряжающий. На части танков выпуска 1943 года на люке командира устанавливалась командирская башенка, снабжённая пятью смотровыми щелями с защитным стеклоблоком, обеспечивавшими круговой обзор. Кроме этого, в поворотной крыше башенки устанавливался дополнительный перископический смотровой прибор. Из-за загруженности командира функциями наводчика, эффективность командирской башенки для него оказалась меньше ожидавшейся, и широкого распространения её установка не получила.
Смотровой прибор кругового обзора: 1 - зеркало; 2 - подвижная кассета; 3 - стопор; 4 - верхняя обойма; 5 - шайба; 6, 7 - шуруп; 8 - уплотнительная прокладка; 9 - штырь; 10 - кассета; 11 - стопор задний; 12 - пружина; 13 - гайка; 14 - шарик; 15 - пружина с зацепом; 16 - нижняя обойма; 17 - корпус; 18 - зеркалоочиститель; 19 - стекло; 20 - регулирующий винт; 21 - передняя задвижка

На Т-34 первых серий устанавливалась коротковолновая телефонная радиостанция 71-ТК-3, вскоре заменённая на более новую 9-Р. Радиостанция 9-Р обеспечивала дальность связи в 15—25 км с места и 9—18 км в движении в телефонном режиме. С 1943 года Т-34 оснащались симплексной радиостанцией 9-РМ, работавшей на расширенном диапазоне частот. На танках ранних выпусков, из-за дефицита радиостанций, ими оснащались только машины командиров подразделений и лишь небольшая часть линейных танков. В дальнейшем ситуация с выпуском радиостанций постепенно улучшилась, но окончательно к полной радиофикации танков смогли перейти только во время выпуска Т-34-85. Для внутренней связи между членами экипажа служило телефонное танковое переговорное устройство, на танках ранних выпусков — ТПУ-2 или ТПУ-3, позднее заменённое на ТПУ-3-бисФ

 

Радиостанции 9-Р устанавливались на танки Т-70 (командирские), Т-34, КВ, КВ-85, а также на самоходные артиллерийские установки (САУ) СУ-76, СУ-76М, СУ-85 и СУ-152.
Радиостанции 9-РМ устанавливались на танки Т-34, Т-34-85, ТО-34, ТО-34-85, а также на САУ СУ-76М, СУ-100 и СУ-122.
В передатчике 9-РМ использовались две радиолампы 6Л6 или 6П3С. Питание от бортовой сети 12 В через умформер РУ-45Б. По схеме и конструкции передатчик 9-РМ был аналогичен авиационному передатчику РСИ-3М1 из комплекта РСИ-4.